Как указано в Налоговом кодексе Российской Федерации, каждый гражданин-налогоплательщик имеет право подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган с целью обжаловать действия должностных лиц, нарушающие его законные права и интересы.
Приведем типичные примеры действий налоговых органов, которые могут быть расценены как ненормативные и обжалованы законным порядком:
- отказ в возврате налогов;Данный перечень, естественно, может быть расширен за счет более специфических ситуаций.
В подаваемой жалобе должен обязательно быть указан т.н. предмет обжалования. Его признают существенным элементом жалобы, и при его отсутствии обращение налогоплательщика жалобой будет попросту не признано.
Отметим, что причины возникновения спорных ситуаций, влекущих за собой подачу жалоб, сводятся к несоответствию друг другу действующих законодательных актов, имеющиеся пробелы в актуальном налоговом законодательстве, неразрешимые противоречия в законах о налогах и сборах и пр.
Всякая жалоба может быть подана гражданином в вышестоящий налоговый орган, однако не напрямую, а исключительно через тот налоговый орган, действия которого и подвергаются обжалованию. Именно налоговый орган, допустивший неправомерные действия или бездействия, и должен направлять полученную жалобу в вышестоящие налоговые инстанции.
К оформлению подобных жалоб предъявляется ряд строгих формальных требований. Несоответствие этим требованиям обычно приводит к тому, что жалоба будет отклонена и не принята к рассмотрению. При этом строгой формы написания текста жалобы не существует, как и каких-либо бланков для заполнения.
В подаваемой жалобе должны быть четко указаны название налогового органа, в который подается жалоба, его точный адрес. Указывается также ФИО лица, подающего данную жалобу, его ИНН, адрес места его жительства или регистрации.
Указывается, какой именно акт обжалуется с указанием его реквизитов и названием налогового органа, ответственного за принятие данного акта.
Собственно, в тексте жалобы, в произвольной форме излагается суть дела. Формулируется просьба заявителя разобраться в имеющейся ситуации и принять законные решения в его пользу, в частности - отменить обжалуемый акт конкретного налогового органа.
В жалобе должны быть описаны обстоятельства, которые по мнению подателя жалобы, вызывали нарушение его законных интересов, указываются должностные лица-представители налоговых органов, действия которых обжалуются. Кроме того, заявитель должен аргументированно изложить собственные доводы в защиту своих прав, и сослаться на законы, нормативы и т.п., которые будут подтверждать описываемые им обстоятельства.
В качестве приложения к жалобе могут быть присоединены надлежащим образом заверенные документы и их копии, которые будут подтверждать правомерность заявлений, изложенных в тексте жалобы.
Если жалоба составляется и подписывается представителем по доверенности, необходимо прилагать документы, которые будут подтверждать полномочия представителя.
В жалобе обязательно должна присутствовать дата ее составления и личная подпись лица, ее подающего (с расшифровкой).
До принятия решения по жалобе лицо, ее подававшее, может отозвать жалобу, подав соответствующее письменное заявление.
+7 (499) 951-39-30